Главная » Файлы » Мои файлы

Классный час "Толерантность - путь к миру"
23.06.2014, 18:26

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. Задачи: 1. сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества); 2. воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; 3. способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями; 4. воспитывать чувство милосердия к окружающим людям. 5. способствовать повышению уровня творческой активности учащихся. Оборудование. Слайд-шоу, цветик-семицветик, буквы для составления слов, карточки с высказываниями выдающихся людей о человечности, красоте, карточки с качествами толерантного человека, книга В.Катаева (видеоролик) «Цветик-семицветик», Ход занятия: 1.Организационный момент урока. Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. (песня от улыбки) 2. «Я человек» каждый ли человек на Земле может так сказать про себя? Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем кроме внешних признаков должен обладать человек? (ответы уч-ся) Человек должен иметь добрые и чистые мысли, хорошие качества характера (души), доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным. Мудрые мысли, которые только что прозвучали можно выразить словами М.Пришвина «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека». (Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на земле, создано хорошими людьми). 3. Работа над содержанием слова «толерантность» Я попрошу вас назвать ещё одно очень важное качество, которым должен обладать каждый человек, а помогут вам в этом буквы, из которых следует составить слово. Т О С Т Ь Л Е Н О Р А Н Т (ТОЛЕРАНТНОСТЬ) Тема нашего сегодняшнего классного часа: ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ! А кто из вас может объяснить значение этого слова? Толерантность - (от лат. слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного. Какие качества толерантного человека вы можете назвать? • терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей) • справедливость • совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков) • сострадание • уважение себя, мнений и поступков других людей • сдержанность (отсутствие агрессии) • прощение • принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости) • милосердие (учитывать настроение окружающих) • уважение прав своих и другого человека • великодушие • примирение со сложившимися ситуациями • отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим • негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме • отсутствие ненависти, зависти и призрения Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути. Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию. 4. Работа в микрогруппах. А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае? Ситуации. 1.В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!» Твои действия. 2.Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель? 3.Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей? 4.Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки. 5.Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания. 6. Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство. Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. 5. Беседа по содержанию произведения В.Катаева «Цветик-семицветик» Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли- Быть по моему вели. Вели, чтобы… Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик». - Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя) - Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка). - Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание). - Какое первое желание Жени было исполнено? (Жёлтый лепесток – она оказалась дома со связкой баранок). - Какое второе желание загадала Женя? (Красный лепесток – мамина вазочка склеилась). - Где удалось очутиться Жене после третьего желания? (Синий лепесток – на Северном полюсе). - Каким было четвёртое желание девочки? (Зелёный лепесток - очутиться дома). - Куда был потрачен пятый оранжевый лепесток? (Женя получила все игрушки, которые есть на свете). - Как отреагировала Женя на сюрприз с игрушками? (Фиолетовый лепесток- возвращение игрушек в магазины). - И так остался последний голубой лепесток. Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты). - Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно). - Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано? Правильно самое обдуманное и правильное желание было седьмое. - С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание? Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все. - Не всякая болезнь излечима, а следовательно много среди нас людей, которые нуждаются в чьей то поддержке со стороны. Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка, как в данной сказке? - О каких людях я спрашиваю? Встречаются люди с физическими недостатками или с обиженной судьбой, люди с нарушением здоровья, с тяжелыми заболеваниями, с последствиями травм, которым тяжело и без дополнительной обиды. Любая обида несёт человеку переживания, печаль, уныние и волнение (это очень плохие спутники жизни, от которых надо избавляться). Как вы думаете, о ком пойдёт сейчас речь? Правильно, о людях с ограниченными возможностями 6. Работа в группах (прорабатывание вопросов и выдвижение предложений) Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь. Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? (Слабовидящие, слабослышащие, те, кто передвигается на инвалидной коляске). Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека? 7. Создание нового цветика-семицветика с правилами толерантного человека. Из выше сказанного, я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести с людьми, имеющими ограниченные возможности. (Работа продолжается в тех же группах. По ходу формулирования правил создаётся новый цветик-семицветик) Как вы поведёте себя при встрече с человеком, который имеет какие-либо ограниченные возможности? (Правильно, не надо смотреть так пристально, чтобы привлечь к себе внимание самого человека, так как это может поставить его в неловкое положение) Крепится 1 лепесток – «увидеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков. Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т.е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто. Какой следующий шаг вы предлагаете предпринять, чтобы человек забыл про свои проблемы? Крепится 2 лепесток – «установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями. Крепится 3 лепесток - «понять» проблему человека. А как можно понять проблему другого? В этом нам поможет игра «Слепой и поводырь" Крепится 4 лепесток – «принять» человека таким какой он есть, осознать достоинства человека. Отнестись к нему, как к равному человеку. Крепится 5лепесток – «заинтересоваться» успехами человека. (Поддержать инициативу и творческое проявление человека). Крепится 6лепесток – Что-то «перенять» и что-то дать взамен Крепится 7лепесток – «помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих. Мы должны научиться законам человеческого существования и законам совместного проживания. 8.Тестирование А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец. 1.Миша плохо одет… •Это неважно. •Ты подсмеиваешься над ним. 2.Петя питается не так, как ты, по причине своей религии… • Ты просишь, чтобы он объяснил это. • Ты говоришь, что он выглядит смешно. 3.Цвет кожи у Джо отличается от твоего… •Ты стремишься лучше узнать его. •Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания. 4.Пожилая женщина медленно идет… • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь. • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать. 5. Ты поссорился со своей сестрой. Ты попытаешься объясниться с ней Ты обижаешься и мстишь. 6. На твоих глазах на кого – то нападают… • Ты пытаешься защитить его. • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь. 7.К тебе подходит ребенок – инвалид… • Ты естественным образом разговариваешь с ним. • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать. Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других. Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится. Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым! 9.Обобщение. (Слайд №) Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья». Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. - Как вы поняли эту притчу? 10.Тренинг. Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы: Наша Родина - Россия. Мы живем дружно. Мы терпимы друг к другу. Мы милосердные, добрые, справедливые. Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны. 11.Заключение. Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности. Но давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август. Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке. Давайте все дружно споем песню “Солнечный круг”

Категория: Мои файлы | Добавил: ДЛВ
Просмотров: 465 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: